Литература родного края – источник патриотического воспитания современного школьника

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы.  Все то, что называет человек домом. А дом, как известно, это ресурс для духовного развития человека.  

Современный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), любящего свой край и свое Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции.

Проблема краеведения на уроках литературы является особенно актуальной для воспитания у школьников патриотизма и любви к своей стране, преданности ей. Мы сейчас находимся в такой ситуации, что культуру России в целом дети, в принципе, знают. Им известны имена Пушкина, Достоевского, Толстого, Лермонтова и других мэтров русской культуры, а вот своих земляков, прославивших их малую родину – не знают, а значит, понятия не имеют, почему они должны гордиться местом, где родились и где живут.

Зачастую учителю очень сложно в потоке новых требований к организации учебного процесса и требований по заполнению отчетной документации найти и сохранить ту нить, соединяющую ученика и учителя, которая ведет не к формализированному решению поставленной задачи, а к обоюдному взаимодействию, приводящему к творчеству, созерцанию красоты.

С целью выявления воспитательного потенциала региональной литературы в школе и определения эффективной методической работы по ее изучению во время прохождения производственных практик мы провели исследование. В качестве респондентов взяли обе стороны образовательного процесса: учителей гуманитарных дисциплин и обучающихся 5-9 классов.  Целью исследования явилось определение содержания, границ и  факторов формирования понятий «Родина» и «малая Родина», рассмотрение роли семейного и индивидуального опыта в формировании представлений об этих понятиях и выявление интереса к изучению литературы Ставропольского края.

Результаты этого исследования вы можете увидеть на слайде.

Мнения большинства опрошенных  (88,9%) сошлись на том, что г. Ставрополь отличается от других городов. Основные отличительные характеристики города, по мнению респондентов, – природно-климатические условия, а также высокий уровень культуры. Этот вывод позволяет говорить о том, что учителя и обучающиеся гордятся своим городом, и эти чувства могут и должны быть задействованы как мощнейший ресурс духовно-нравственного воспитания школьников.

Однако в беседе с учителями мы выяснили, что, к сожалению, в календарно-тематическом плане времени на изучение творчества писателей Ставропольского края очень мало и методический материал к урокам подбирать сложно, а организованные во время каникулярного времени экскурсии не всегда эффективны и интересны.

Пути решения проблемы мы искали в интересах детей, которым нравится путешествовать, рассуждать о настоящем и будущем, фотографироваться, веселиться, мечтать, искать интересную информацию в интернете. Все это мы учли и разработали проект, который является лишь первым шагом на этом пути, и радость от совместной работы со школьниками в рамках урочной и внеклассной работы вдохновляют меня в настоящее время.

Представляю вашему вниманию «Литературно-географическую карту г. Ставрополя», часть первая – «Судьба моя, мой Ставрополь родной!»

Каждый географический объект на нашей карте описан строками стихотворений ставропольских поэтов и обозначен определенным цветом для визуального удобства и фиксации мест, которые описаны тем или иным автором, наименования этих объектов – это названия стихов поэтов.

Первые итоги нашей работы мы продемонстрируем на видео, наш первый литературный маршрут….

Хочу сказать, что школьникам куда интереснее изучать и анализировать стихотворение после проведения исследовательской работы и нанесения новых точек на литературно-географическую карту, чем просто в рамках одного урока касаться биографии ставропольского поэта и его творчества.

Проект будет интересен самой широкой пользовательской аудитории, будет иметь продолжение и расширение как в содержательном плане, так и по форме его реализации (от составления и реализации литературных маршрутов в реальном режиме времени до виртуальных и пр.)

(Владимир Авдеев)

Город Ставрополь мой...

Люблю тебя всем сердцем я горячим,

 Ты в горе, ты и в радости со мной.

 Как дорог ты мне, город мой казачий,

 Судьба моя, мой Ставрополь родной!

Но все же я считаю, что обращение к чувствам через искусство слова – самый благодатный источник патриотического воспитания современного школьника и уроки по изучению литературы родного края должны быть интересными.

«Литературно-географическая карта г. Ставрополя», часть первая – «Судьба моя, мой Ставрополь родной!»

 

Целевая аудитория:

Проект будет интересен самой широкой пользовательской аудитории: авторам и читателям, педагогам, студентам, школьникам, краеведам, всем, кто интересуется историей и современной литературной поэтической жизнью родного края.

Пояснительная записка:

Каждый географический объект на нашей карте описан строками стихотворений ставропольских поэтов и обозначен определенным цветом для визуального удобства и фиксации мест, которые описаны тем или иным автором, наименования этих объектов – это названия стихов поэтов. На карте представлен литературный маршрут.

Цель:

Создание электронного ресурса, раскрывающего богатое литературное поэтическое наследие города Ставрополя, способствующего повышению  интереса  к чтению,  истории,  культуре, развитию литературного туризма как составной части  духовного развития подрастающего поколения, становление личностных характеристик школьников: любящих свой край и свое Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; умеющих учиться, осознающих важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способные применять полученные знания на практике.

Задачи проекта:

  1. Собрать и систематизировать информацию для создания литературной карты города Ставрополь;
  2. Создать карту: оформить, обработать имеющийся материал о поэтической жизни города;
  3. Создать литературный маршрут по объектам города Ставрополь;
  4. Снять видеоотчет и разместить результаты на сайте.

План работы:

1 этап – сбор и систематизация информации для создания литературной карты города;

2 этап– создание карты: её оформление, обработка имеющегося материала о литературной жизни города;

3 этап– создание и апробация первого литературного маршрута города Ставрополя;

4 этап – размещение отчета на сайте учителя.

Предполагаемые результаты:

     -  воспитание у обучающихся российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;

     -  осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;

      - сформированность коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой видов деятельности;

       - умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

       - сформированность компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий;

       - овладение основами картографической грамотности.

- создание сплоченного коллектива с высоким уровнем чувства патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

- развитие активности обучающихся, их творческих способностей;

- создание «Литературно-географической карты г. Ставрополя»,  первой части – «Судьба моя, мой Ставрополь родной!», создание первого маршрута

- освещение на сайте учителя результатов работы;

Перспектива:

  1. Сбор и систематизация информации для литературной карты: произведений о городе Ставрополе и регионе, сведений об авторах;
  2. Создание собственных произведений о городе Ставрополе;
  3. Нанесение на карту новых поэтических точек-объектов;
  4. Разработка литературных маршрутов реальных и виртуальных.

Литература:

  1. Антропологическая проблематика в исторических и литературных источниках Ставрополья: Литературное краеведение. Методические разработки. Ставрополь: Бюро новостей, 2013. – 340 с.
  2. Антропологическая проблематика в исторических и литературных источниках Ставрополья: Хрестоматия для младшего школьного возраста. – Часть IV: Поэзия и проза. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2012. – 384 с.
  3. Гаазов В.Л., Лец М.Н. Ставрополь и его окрестности. 2-е изд. Доп. И перераб. – Москва: Изд. Надыршин А.Г., 2015. – 984 с. + 16 с.ил.